Почему люди верят в теории заговора и в чем опасность этих убеждений?

Fallout: Brotherhood of Steel2004

Что это: уродливый шутер с видом сверху

В первой половине нулевых мало кто понимал, как адаптировать крутые и уже состоявшиеся ролевые игры для консолей, которые набирали все больший вес на рынке. Отличные иллюстрации тому — Baldur’s Gate: Dark Alliance, которая вышла в 2001 году, и Fallout: Brotherhood of Steel, вышедшая три года спустя. Спустя еще три года выйдет Mass Effect, которая определит внешний вид жанра на годы вперед, но до того потуги разработчиков приводили к появлению таких мутантов, как Fallout: Brotherhood of Steel.

Немногословные диалоги, простейшая боевая система на уровне топ-даун-шутеров вроде Mage Slayer, общее однообразие процесса — как справедливо замечали поклонники уже в то время, совершенно неясно, почему эта игра вообще называется Fallout.

Не согласны с нашим рейтингом? Добро пожаловать в комментарии!

Бессилие и мнительность

Откуда берется любовь к теориям заговора? Исследователи находят все больше доказательств, что причина не столько в невежестве, сколько в эмоциях. Люди, которые испытывают стресс и тревожатся, более склонны верить в теории заговора и в целом мыслить конспирологически — то, что ученые называют «верой в простые политические решения». Скорее всего, это связано с отсутствием чувства контроля, которое провоцирует негативные переживания.

Это предположение проверили нидерландские исследователи. Одни участники их эксперимента должны были чувствовать себя бессильными, и ученые попросили их написать о моменте, когда те не могут контролировать ситуацию. Другим дали противоположное указание: описать время, когда жизнь была полностью под их контролем. Третьи вспоминали вчерашний ужин — нейтральное событие. Затем исследователи узнали у студентов, как те относятся к строительству новой линии метро в Амстердаме.

То шло крайне неудачно: сроки сорваны, бюджет превышен, в новостях часто появлялись сюжеты о домах, которые буквально проваливались под землю из-за того, что строители повредили фундамент. Взгляды участников эксперимента на эту ситуацию разительно отличались в зависимости от чувства контроля. «Бессильные» были склонны списывать проблемы на теории заговора. Например, предполагали, что городской совет крал из бюджета и намеренно подверг опасности жителей. Те же, кто думал о вчерашнем ужине или о ситуации, которую они могли контролировать, гораздо реже связывали проблемы метрополитена с чьим-то злым умыслом.

Детектор намерений

Взгляните на видео:

Эксперимент Хайдера и Зиммель

Трудно не заметить здесь историю. Все потому, что мозг автоматически видит не просто геометрические фигуры, а персонажей и их намерения. Роб Бразертон, автор книги «Недоверчивые умы: чем нас привлекают теории заговора», назвал это когнитивное искажение детектором намерений.

Большинство из нас четко видит, что большой треугольник — явный абьюзер. В оригинальном исследовании, которое проводили в 1940-х годах, только один испытуемый описал увиденное в чисто геометрических терминах. Остальные говорили о людях, о персонажах.

В 2017 году с этой же анимацией провели другое исследование — люди, которые высоко оценивали способность фигурок к осознанным действиям, также были более склонны воспринимать мир как полный мотивов, намерений и верить в теории заговора.

Исследование самого Роба Бразертона двумя годами ранее было похожим. Испытуемым читали предложения, например, «Она наступила собаке на хвост», «Он спалил дом», «Она лопнула шарик». Предложения можно было понять двояко, в зависимости от намерения — наступила собаке на хвост специально или случайно, не заметив. И снова чем больше люди видели в этих действиях намерения, тем больше они верили в теории заговора.

Конспирологическое мышление в нестабильном мире

Теории заговора много говорят нам о тех, кто их транслирует. Не меньше они говорят и о нас самих — во что мы верим, в чем сомневаемся и чего боимся. Та же конспирология вокруг коронавируса не исключение. Здесь и слишком сложный глобальный мир, который трудно понять, и новые технологии, вызывающие тревогу, и, пожалуй, наш самый древний страх — болезни и смерти.

Как показало недавнее исследование, уровень тревоги и стресса у конкретного человека хорошо предсказывает его веру в теории заговора. Антипрививочники, согласно другому исследованию, больше беспокоятся о последствиях катастроф и болезней и склонны преувеличивать их масштаб. Люди в целом склонны думать, что у масштабного и громкого события должна быть масштабная причина. Роб Бразертон назвал это когнитивное искажение пропорциональностью.

Пандемия изменила привычный уклад жизни огромного числа людей: от бытовых привычек до финансовой стабильности, не говоря уже о рисках заразиться и умереть. И не каждый готов смириться с тем, что причина — это летучая мышь с китайского рынка и цепочка случайных событий. Ведь это значит, что мир слишком непредсказуем.

Теории заговора предлагают альтернативное объяснение. Например, такое, как у Никиты Михалкова: пандемия как спецоперация Билла Гейтса по чипированию населения планеты. По словам Ильи Яблокова, автора книги «Русская культура заговора», конспирологические теории «одновременно достаточно невероятны, чтобы объяснить всю нетипичность происходящего, и соответствуют картине мира людей, которые в них верят».

Никита Михалков отвечает критикам

Конспирологические теории не просто соответствуют картине мира человека. Они органичны тому, как устроено человеческое мышление.

Субъект с конкретными намерениями и планами — организатор эпидемии — нам понятнее, чем череда не связанных друг с другом событий. Желательно, чтобы намерения были недобрыми — угрозу мы эволюционно распознаем гораздо лучше. Сам субъект должен быть «чужим», из другого лагеря. Классический кандидат — элита. Сильные «Они» — власть, корпорации — против слабых «нас». Лучше даже мировая, заокеанская элита. Наконец, «врага» надо знать в лицо, поэтому нужна персона. Билл Гейтс — как раз такой кандидат.

Конспирологический нарратив приводит в движение древние механизмы человеческой психики — распознавать намерения, избегать неопределенности, мыслить историями и с подозрением относиться к чужакам.

Чем люди более уязвимы психологически, социально и финансово, тем более привлекательной им покажется теория заговора.

Конспирологическое мышление связывают также с ощущением беспомощности. Команда ученых изучала, как люди воспринимают оптические иллюзии, суеверия, работу финансовых рынков и теории заговора. Чем меньше контроля над обстоятельствами ощущал человек, тем более вероятно он видел закономерности там, где их нет.

Политолог и автор книги «Теории заговора и люди, которые в них верят» Джозеф Усински сформулировал тезис так: «Теории заговора — удел проигравших».

Проигравшими Усински называет людей, которые:

  • не в силах влиять на обстоятельства своей жизни;

  • принадлежат к маргинализованной социальной группе;

  • не имеют полномочий и исключены из институтов власти.

Теории заговора дают ощущение безопасности и контроля над нестабильным и сложным миром.

Теории заговора в СМИ

В начале мая 2020 года Никита Михалков, как обычно, появился в эфире «России 24». На канале выходит его авторская программа «Бесогон ТВ». Голос режиссера звучал тревожно. Как удалось узнать Михалкову, миллиардер Билл Гейтс под видом вакцин от коронавируса намерен вживить людям некие наночипы, чтобы управлять человечеством. А технология для этого грандиозного плана патентуется под номером 666, числом Антихриста. Налицо заговор. Похожий сюжет показали и на Первом канале, в эфире «Человек и Закон». Тоже Билл Гейтс, который стоит за пандемией коронавируса и готовит мир к массовой чипизации.

«Фейки и факты: как ориентироваться в инфопотоке» — подборка РБК Pro

Параллельно нашелся еще один «источник» коронавируса — вышки 5G, которые загадочным образом облучают людей. Эта теория — уже детище интернета, а не телевидения. Ее, например, транслировала у себя в инстаграме с 7 млн подписчиков ведущая и бывшая участница «Дом-2» Виктория Боня.

Темы заговоров в российских СМИ за последнее десятилетие стало в несколько раз больше.

Популярные теории заговора в российских СМИ. Исследование «Медиалогии» и «Ведомостей», 2018 год

Россиянам активно рассказывают про заговор историков против России, тайное мировое правительство и масонов, опасность ГМО и прививок, про то, что ВИЧ и СПИДа не существует, про плоскую Землю и что американцы не были на Луне. Теперь к этому добавились Билл Гейтс, вышки 5G и коронавирус.

Социальная экономика

Тренд на новые фобии: какие страхи будут преследовать нас после COVID-19

В США конспирология тоже цветет пышным цветом. Разве что меньше людей верят в «лунный заговор» — как-никак предмет национальной гордости. В остальном истории похожи: прививки и ВИЧ — заговор фармкомпаний, глобальное потепление — заговор климатологов, Кеннеди убили спецслужбы, они же устроили теракт 11 сентября и массовые убийства в школах.

История про Билла Гейтса и чипирование под видом вакцин от COVID-19 в США тоже неплохо разошлась — согласно последним опросам, в нее верят 44% членов Республиканской партии.

Схема теорий заговора, связывающая воедино вышки 5G, вакцинацию, пандемию «испанки», Третий Рейх, Уотергейтский скандал, изобретение радио и даже твит президента Дональда Трампа с загадочным словом covfefe

Теория заговора объясняет любые события действиями влиятельных заговорщиков. Все происходит с какой-то целью, ничто не происходит случайно. Лозунг — «Ищи, кому выгодно».

Термин «конспирология» означает то же, что и «теория заговора», только звучит более научно. Правда, конспирологами обладатели такой картины мира себя предпочитают не называть. Да и про заговоры говорят редко. Сейчас в моде слово «скептик».

Проблема в том, что у таких взглядов — порой наивных, порой странных, а порой диких — часто есть последствия. Одни люди думают, что вышки 5G реально распространяют коронавирус, и идут их сжигать. Другие отказываются прививать детей, причем настолько массово, что ВОЗ впервые включила это в список угроз здоровью человечества. С появлением вакцины от COVID-19 это может стать еще большей проблемой.

Индустрия 4.0

Гид по 5G: отделяем правду от хайпа

Fallout Tactics

Не путать с Fallout: Brotherhood of Steel, Fallout Tactics также известен своим полным названием Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Тактика была огромным отклонением от его предшественников Fallout 1 и 2 в том, что ее борьба была сосредоточена больше на формате стратегии в реальном времени, особенность которая в некоторой степени вернулась бы к серии, как только она была куплена Bethesda. Хотя она и фокусируется пожалуй, на самой известной фракции за всю историю Fallout Brotherhood of Steel, это скучная игра, она не имеет много общего с остальными и не может улучшить боевую систему, на которой она построена. Она также имеет уникальную особенность: тем что является одной из немногих игр Fallout, которая когда-либо имела какие-либо многопользовательские функции, но даже они не особенно впечатляют. С таким небольшим отношением к играм Fallout сейчас, неудивительно что Tactics почти упала за пределы Steam.

Парадоксы заговорщического мышления

Ученый-когнитивист Стефан Левандовски решил разобраться, почему некоторые отрицают глобальное потепление, несмотря на неопровержимые доказательства его существования. Он провел опрос посетителей климатических блогов, изучил более тысячи их анкет и заметил четкую закономерность: многие из тех, кто был скептично настроен по отношению к изменениям климата, верили и в другие диковинные заговоры. Например, что посадка «Аполлона-11» на Луну была обманом, срежиссированным американским правительством.

Левандовски опубликовал исследование в научном журнале, заключив, что скептицизм по отношению к изменениям климата коррелирует с игнорированием и других научных фактов и верой в разнообразные заговоры (например, что 11 сентября было результатом внутреннего американского заговора). Исследование попало в СМИ. Отрицатели глобального потепления почувствовали себя оскорбленными и потребовали увольнения автора. Они начали распространять новые теории заговора — но на этот раз о нем. Левандовски обвинили в подделке опросов, которые он использовал в исследовании. А когда его личный сайт рухнул из-за разгневанных сообщений — и в намеренном блокировании критики. Происходящее казалось Левандовски ироничным, пока не стали поступать угрозы.

Последствия теорий заговоров действительно бывают катастрофическими. Так, преступник, который в октябре 2018 года застрелил 11 человек и ранил еще шестерых в синагоге Питтсбурга, оправдывал нападение очередной теорией еврейского заговора: якобы евреи тайно поддерживают нелегальных иммигрантов. И пусть конспирологическое мышление нечасто приводит к стрельбе, ему не нужно оружие, чтобы навредить. Возьмем, к примеру, антипрививочное движение: люди верят в теории заговора о вакцинах и не прививают детей, что создает очаги инфекционных заболеваний и подвергает опасности целые сообщества.

При этом конспирологическое мышление крайне распространено. Опрос исследователей из Оксфордского и Ливерпульского университетов показал: более четверти (26,7%) американцев считает, что «за многими вещами в мире» стоят заговоры. Ярчайший пример — Дональд Трамп: он заявлял, что президента Джона Кеннеди помог убить отец Теда Круза, сенатора США от штата Техас, и что демократы финансировали караван мигрантов из Гондураса, которые встревожили того самого стрелка из Питтсбурга. Но не стоит думать, что конспирология — исключительно американская проблема. Больше половины россиян (60%) верит, что некая группа лиц стремится переписать российскую историю и преуменьшить величие России.

4/5 Тайна новой чумы

Хотя до сих пор известно довольно много о Fallout довоенной Америке, есть некоторые аспекты, которые все еще кажутся довольно туманными. Новая чума — один из таких элементов, который упоминается много раз, но так и не получил должного внимания. Известно лишь то, что она охватила США, причем настолько, что они были вынуждены закрыть свои границы и ввести национальную изоляцию. Симптомы включали потливость, ушибы, отеки и, наконец, массивное наружное кровотечение. Все стало настолько плохо, что правительство начало проект «Вирус пан-иммунитета», который в итоге привел к вирусу принудительной эволюции. В настоящее время неизвестно, активна ли чума до сих пор в каком-либо регионе бывших США, однако было выдвинуто множество теорий. Некоторые предполагают, что болотники в Fallout 3’s Point Lookout DLC — это выжившие после чумы, которые также подверглись мутации. Другая теория гласит, что сын Маккриди мог быть заражен Новой чумой, что объясняет его желание искать в исследовательском центре Med-Tek довоенное лекарство. Как бы то ни было, Новая Чума сыграла большую роль в формировании пустоши, чем многие думают.

1 Кроме того, А как насчет других стран?

Хотя мало что известно о том, как другие страны жили во время Великой войны, у фанатов есть свои теории. Большинство людей считают, что в США дела обстояли лучше, чем в любой другой стране.

Европа и Ближний Восток только что оторвались от европейско-ближневосточной войны и гражданских беспорядков, когда упали бомбы. Китай также подвергся ядерной бомбардировке, и мало что известно об СССР, Австралии или где-либо в Африке или Южной Америке. Были ли в этих странах также хранилища, не имеет значения, если за 200 с лишним лет они не смогли восстановиться черепашьими темпами, как, кажется, США.

Секреты и эстер-эгги

Комната разработчиков

В игре есть комната, в которую можно попасть, используя специальный код. Эта комната — это своего рода «бонус-уровень», в котором можно посмотреть на разработчиков и их друзей в виде персонажей.

Отрицание всего

Если ввести в консоли игры код «НЕТ», то все персонажи начинают говорить и действовать наоборот. Этот прикол всегда хорош для развлечения.

Секретный NPC

Среди множества NPC в Fallout 1 можно найти одного особенного, который не будет отображаться на карте и не будет иметь имени. Этот секретный NPC может быть найден только случайным образом, и его действия будут зависеть от решения игрока.

Карты открытого мира

В игре есть несколько секретных карт, находящихся вне игрового мира. Они содержат различную информацию, которая может быть использована для получения большего количества опыта и ресурсов.

Отсылки к другим играм

В Fallout 1 многие персонажи, оружие, предметы и диалоги включают отсылки к другим играм. Например, одежда, на которой изображен Ronald Reagan, игрокам известна как T-51b Power Armor.

Законы планетарного движения Кеплера

На протяжении веков ученые сражались друг с другом и с религиозными лидерами за орбиты планет, особенно за то, вращаются ли они вокруг Солнца. В 16 веке Коперник выдвинул свою спорную концепцию гелиоцентрической Солнечной системы, в которой планеты вращаются вокруг Солнца, а не Земли. Однако только с Иоганном Кеплером, который опирался на работы Тихо Браге и других астрономов, появилась четкая научная основа для движения планет.

Три закона планетарного движения Кеплера, сложившиеся в начале 17 века, описывают движение планет вокруг Солнца. Первый закон, который иногда называют законом орбит, утверждает, что планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптической орбите. Второй закон, закон площадей, говорит, что линия, соединяющая планету с солнцем, образует равные площади через равные промежутки времени. Другими словами, если вы измеряете площадь, созданную нарисованной линией от Земли от Солнца, и отслеживаете движение Земли на протяжении 30 дней, площадь будет одинаковой, вне зависимости от положения Земли касательно начала отсчета.

Третий закон, закон периодов, позволяет установить четкую взаимосвязь между орбитальным периодом планеты и расстоянием до Солнца. Благодаря этому закону, мы знаем, что планета, которая относительно близка к Солнцу, вроде Венеры, имеет гораздо более краткий орбитальный период, чем далекие планеты, вроде Нептуна.

Значение и происхождение фраз

Что означает «Фразы Тридогнайта»?

Фразы Тридогнайта – это набор из 9 ключевых фраз из игры Fallout, которые стали легендарными среди игрового сообщества. Они носят красочный и ироничный характер и выполняют ряд различных функций: выражают характер игры, развивают сюжетную линию, дают игроку информацию о мире игры.

Эти фразы сложно объяснить в рамках линейной сюжетной мотивации игры и имеют сильную ценность благодаря своей креативности и иронии. Сам автор, который придумал эти фразы в игре – Крис Авеллон. Фразы получили свое название по имени Шерифа Три-Дога, у которого игрок может «купить информацию» в качестве одного из персонажей в игре.

Каково происхождение «Фраз Тридогнайта»?

История этих фраз также очень интересна. В начале своего пути, игра была представлена как «Moribund World». Но после нескольких преобразований, игра приобрела подзаголовок «A Post Nuclear Role Playing Game». Чтобы сделать игру гораздо живее и интереснее, команда разработчиков перенесла свою ироничную и креативную сторону на имена оружия, вещи, персонажей и на «Три-Дога».

Таким образом, «Фразы Тридогнайта» были придуманы командой разработчиков, которые стремились сделать игру смешной, живой и интересной. Фразы сейчас стали диктатом, употребляются и обсуждаются на игровых форумах, стали частью культуры Fallout, и испокон веков будут запомнены всеми игроками, любителями и фанатами игры.

Fallout: New Vegas2010

Что это: очень многословный Oblivion с пушками и жирнейшими отсылками к классике

В сообществе консервативных фанатов принято считать New Vegas лучшей из трехмерных частей Fallout, но с этой позицией можно поспорить. Ее разработкой снова занималась команда Уркхарта, но объем отсылок к первым двум играм тут достигает порой настолько нездорового уровня, что кажется, будто вместо разработки полностью самостоятельной игры Obsidian поставили перед собой задачу ублажить воинственных ретроградов.

Тут много текста — гораздо больше, чем в Fallout 3, но зачем его столько, понятно далеко не всегда; более того, обилие многословных диалогов серьезно вредит динамике игры. Fallout 1 и 2 были неторопливыми пошаговыми играми совсем другого толка, и в Bethesda поняли, что делать из трехмерного приключения еще одну игру-книгу — плохая идея. А вот в Obsidian про эти новые обстоятельства, похоже, забыли.

Тем не менее, на фоне всего, что вышло в серии дальше, New Vegas остается одной из лучших Fallout. Правда, недавно в редакции возникло подозрение, что именно благодаря несерьезному и где-то даже клоунскому тону этой игры, популярной среди яростных фанатов, Bethesda увела последующие части от мрачняка и стала сопровождать их вот такими трейлерами.

Мир Fallout[править | править код]

Действие игры происходит в далёком будущем, в пустошах (Wastelands), возникших на месте западной части США. Ядерная война между США и Китаем произошла 23 октября 2077 года. После этого бо́льшая часть населения Земли вымерла. Некоторым удалось спастись в убежищах (англ. Vault), каждое из которых вмещало по 1000 человек. Следить за порядком в убежищах должны были смотрители (англ. Overseer).

Помимо людей, мир игры населён мутантами, которые делятся на 2 вида — ghouls (выходцы из Убежища 12, внешне похожие на мертвецов или зомби, хорошо переносят радиацию и являются долгожителями) и супермутантов (существа огромного роста и физической силы, но с низким интеллектом). Оба вида мутантов живут гораздо дольше людей, но стерильны (не могут иметь потомков). Кроме того, мутантами являются почти все животные (особенно известны двухголовые коровы — брамины). Большинство мутаций произошли под воздействием не только радиации, но ещё и специально разработанного ещё до войны вируса FEV (англ. Forced Evolution Virus, вирус ускоренной эволюции), который во время войны проник в окружающую среду. Результатом действия этого вируса являются, в частности, супермутанты.

Разработчики игры постарались передать атмосферу разрушения, анархии и гибели, возникшую после ядерной войны. В упадок пришла техника (в первой части Fallout нет ни одного действующего летательного аппарата или автомобиля), во многих городах власть захватили преступные группировки, многие люди одичали и вернулись к племенному устройству общества. Население крупнейших поселений не превышает десятков тысяч человек. Особенностью игры является как раз поглощающая мощнейшая атмосфера, многие моменты вспоминаются через долгое время после прохождения Fallout. Постъядерный Мир проработан и гармоничен.

Одной из узнаваемых особенностей первой части Fallout является использование крышек от бутылок в качестве валюты.

Время действия первой части игры — 2161—2162 годы. Действие Fallout охватывает Южную Калифорнию. О судьбе остального мира почти ничего не известно.

Городаправить | править код

  • Shady Sands — небольшая деревня, основанная выходцами из Убежища 15, к началу действия Fallout 2 превратившаяся в столицу Новой Калифорнийской республики (НКР), объединившей под своей властью большие территории Западного побережья;
  • Junktown — город, управляемый мэром Киллианом, здесь находится крупнейшее в пустошах казино. Город окружён валом из довоенных машин;
  • Hub (англ. hub — узел) — крупный торговый город, управляемый тремя ведущими торговыми компаниями — водоторговцами, FarGo и Crimson Caravan. Впоследствии пришёл в упадок;
  • Boneyard — поселение, возникшее на месте Лос-Анджелеса и разделённое на 4 района; центральный из них управляется регуляторами (местный аналог полиции), а остальные принадлежат разным группировкам — Blades («Клинки»), Followers of the Apocalypse («Последователи Апокалипсиса»), Gunrunners (производители оружия);
  • Necropolis — поселение, населённое мутировавшими выходцами из Убежища 12. Здесь царит мрачная, гнетущая атмосфера, немутанты стараются избегать Некрополис.

Другие локацииправить | править код

  • Brotherhood of Steel — обособленный бункер потомков семей военных, дезертировавших в начале ядерной войны. Братство Стали занимается сохранением довоенных технологий и оружия, а также исследованием окружающего мира. Только Братство Стали владеет силовой бронёй.
  • Cathedral (Собор) — огромная церковь, занятая последователями новой религии — «Дети Собора». Собор стоит на демонстрационном Убежище, построенном до войны компанией Vault-Tec.
  • Glow (Свечение) — разрушенная после прямого попадания ядерной бомбы военная лаборатория, занимавшаяся вооружением и генетическими исследованиями. Своё название это легендарное место получило из-за высокого уровня радиоактивности, из-за которого это место светится по ночам на многие километры вокруг. В Свечении тяжёлая атмосфера, уровень радиации этого места настолько велик, что за считанные минуты можно получить смертельную дозу рентген. Многие смельчаки пытались попасть внутрь Свечения, привлекаемые довоенными технологиями и оружием, но погибли, и теперь их останки лежат рядом с радиоактивным кратером.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Wg-mods
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: