Resident Evil 2
https://youtube.com/watch?v=KHaGZ4yamRM
На протяжении практически двух десятков лет Resident Evil 2 оставалась неизменной — ни переизданий, ни ремастеров, ни ремейков. Верно, она вышла на множестве платформ, но в целом она оставалась все той же игрой, что вышла в далеком 1998. Но в прошлом году все изменилось: компания Capcom решила порадовать фанатов оригинального «второго резидента», выпустив Resident Evil 2 Remake.
Та же история и та же атмосфера, но только на современном игровом движке. Гемплейный процесс предпринял кое-какие изменения, чтобы лучше подходить под нынешние игровые стандарты, но Capcom поступили с уважением к классике: ремейк Resident Evil 2 — это все еще хардкорный сурвайвл-хоррор, но только без надоедливой системы сохранения.
Virginia (2016)
Разработчик: Variable State
Будем честны: Virginia — скорее мистический триллер, нежели хоррор. Сценаристы этой кинематографичной игры, наверное, и сами до конца не понимают, что залили ей в бак: оммаж фильмам Линча в целом и «Твин Пикс» в частности, многослойную историю в духе сериалов «Настоящий детектив» и «Падающая вода» или же заметки о тайном культе и инопланетянах.
Сюжет (точнее, отдельные его части) пересказать не так уж просто, ведь всё здесь напоминает скорее законспектированный сон.
Половина игры разворачивается в пространстве снов Тарвер, которые она делит с другими спящими: агентами ФБР, местным священником, загадочным мэром города, членами культа… Однако вскоре сновидческие правила игры принимает и сама реальность: Тарвер и Гельперин встречают образы из снов — бизона (уж очень напоминающего одного из «Американских богов»), то умирающую, то оживающую в морге красную птичку кардинала, красный инопланетный свет, красную вмонтированную в скалу дверь, жертвоприношение в красной, напоминающей Черный Вигвам, комнате.
Таких деталей (в основном красных) сотни. Поначалу это заигрывание со сновидческим бессознательным и детективной историей раздражает.
Мистификация, фанфики и крипипаста
Так что же это было? Обычная мистификация и крипипаста. Дело в том, что эта история является байкой, придуманной Кетрин М. Валенте. Она написала её на одном из форумов, а сообщество разнесло легенду, значительно изменив смысл. В 2013 году она выпустила сборник рассказов «Melancholy of mecha girl», где была как раз история Killswitch. А вдохновлялась она, очевидно, «Агриппой» Ульяма Гибсона, самоуничтожающейся книгой. Правда сама авторка текста рассказывала, что поднимала вопрос неотвратимости смерти и бездумного прожигания жизни. Она в курсе, что её история превратилась в легенду и даже рада такому раскладу. Но факт остается фактом — Killswitch, как и самой Karvina Corporation, не существует.
Интерес вокруг Killswitch привел к тому, что сегодня вы можете найти фанатское воссоздание игры, которое установится с четвертого раза, а потом не запустится. Также нашлись те, кто провел детальный анализ того, как легенда появилась и распространилась.
Это правда, история выглядит слишком интересной и захватывающей, и её хочется рассказать, но как только ты задумаешься о ней, поймешь, что в ней полно белых пятен. Например, почему о Karvina Corporation нет никакой информации, кроме того, что есть сын некого сотрудника? На каких платформах распространялась игра? Какой в 1989 году должна была быть мощность платформы, чтобы самоуничтожаться? И последнее, смысл людям, которые издают игру как коммерческую вещь выпускать настолько мало экземпляров?
Серия Silent Hill
Открывает подборку самых страшных игр классическая серия хорроров Silent Hill. Вдохновленная различными литературными и кинопроизведениями, она погружает игроков в глубины кошмаров, созданных подсознанием героев. Сайлент Хилл – это город, в котором происходили ужасные вещи. Сайлент Хилл – это место, которое воплощает в реальность все потаенные страхи и желания людей. Сайлент Хилл – это чистилище, которое наказывает за грехи тех, кто этого заслуживает.
Лучшей в серии считается первая трилогия. В свою очередь, лучшей в трилогии многие называют Silent Hill 2 – ту, откуда родом знаменитый Пирамидоголовый. Это не только хоррор, но и отличная история, финал которой заставляет серьезно задуматься. Впрочем, остальные выпуски серии, помимо первых трех частей, тоже достойны внимания. Не все из них выходили на РС, но с помощью эмуляторов можно восполнить эти пробелы. Увы, на сегодняшний день серия официально мертва, и остается лишь надеяться, что когда-нибудь Konami решит возродить ее.
Где купить: Большинство игр серии изъяты из продажи в официальных цифровых сервисах.
Радиостанция
Изображение через Chilla’s Art
Как узнать, что реально, а что нет?
Последняя часть этого списка — ‘Радиостанция’. Главный герой — человек по имени Масаки Оникава, который недавно потерял своего брата. Он вел радиопередачу и загадочно умер на радиостанции. Мы следуем за Масаки в его расследовании, чтобы выяснить, что же на самом деле случилось с его братом. Станция представляет собой клаустрофобное, лиминальное пространство, которое сохраняет жизнь благодаря последним аудиозаписям радиошоу. Цель игры — найти все семь записей. Исследуйте окрестности, следуйте подсказкам и решайте головоломки
Радиостанция окутана тайной, вы чувствуете себя детективом, собирающим улики. Но станция все еще является местом преступления, и Масаки может стать ее следующей жертвой.
В этой игре есть 3 концовки. Сможете ли вы закончить ленту?
Halloween [1983]
Еще одна игра по кинолицензии. К слову этот тренд нулевых изначально запустили старые игры ужасов и уже тогда они не блистали высоким качеством. Хотя им это простительно из-за почтенного возраста. Hе обладая выдающимся геймплеем, эта игровая адаптация одного из самых культовых фильмов ужасов все же сделала пару интересных шагов для развития нового жанра.
В игре был оригинальный саундтрек из фильма, хоть и криво воссозданный звуковым чипом Atari 2600. Игрок убегал от Майкла Майерса, который преследовал его. Хоть в игре не было запланированных скримеров, антагонист появлялся в неожиданных местах, чем мог напугать. Плюс моделька Майерса со спрайтовыми анимациями была довольно хороша для своего времени.
Все эти элементы собраны вместе, чтобы создать довольно тусклую игру с точки зрения игрового процесса, но эстетика была настолько близка к фильму, насколько вы могли получить в то время.
Friday The 13th [1989]
Следующее воспроизведение известного хоррора на игровых экранах мир увидел только в 1989 году на NES. К сожалению, эта игра носит звание чуть ли не одной из самых худших для своего времени за абсолютно ужасную музыку и звуковые эффекты, чрезвычайно несправедливую сложность и отсутствие нормального управления. В защиту игры стоит сказать, что в ней вы могли найти механику выживания и преследования врагом, которая станет куда более развитой в последующих представителях жанра.
В игре было шесть вожатых, которые находились в разных частях лагеря, их целью было спасти всех детей, а также отбиваться от Джейсона. Он появляется совершенно случайно в любом месте карты, порой не оставляя вам возможности защититься от его атак, не говоря уже о том, что пугает вас, когда появляется внезапно с громким звуком.
Даже если у вас есть оружие, он мог уложить вас за 3 удара, когда же вам нужно около десяти ударов, чтобы повалить его, а такой маневр нужно было провернуть три раза. Но даже при всей несправедливой сложности эта игра нашла верную фанбазу, которая наслаждается ей и по сей день. Какой-то чувак даже написал целую книгу с анализом этой игры. Даже не спрашивайте, что в ней — я не знаю.
Вырванные суставы
Игроки начинали проходить игру более легким способом — за Порто. Она просыпается в шахте, с поврежденным локтем . Она начинает подниматься вверх по шахте. Что она делает в ней? Она когда-то работала тут, но теперь часть её воспоминаний отсутствует. На своем пути она находит магнитные ленты для магнитофона, которые помогают ей восстановить события, произошедшие в шахте. Становится известно, что во время работы в шахте были призраки похожие на Гаста, угольные демоны, мертвые рабочие, а также некие демонические инспекторы.
Первая странность заключалось в том, что несмотря на свои простые формы игра становилась все странней. Её загадки были непонятными и смотрелись на монохромных экранах бредом. Однако их все же решали. Ключевой загадкой, которая бы пролила свет на сюжет, была та, что требовала от игроков разгадать сложный шифр. Никто так и не смог это сделать, пока некий пользователь под ником Porto881 не выложил ответ на доску объявлений Колумбии. Сам же Porto881 говорил, что является сыном одного из разработчиков игры, и отец оставил ему после смерти все копии игр компании, а также много секретной информации.
Как оказалось, чтобы оправдать низкую производительность в шахте, её руководство начало подделывать документы о частых несчастных случаях на производстве. В итоге это привело к тому, что на шахту пришла инспекция. После этого происходила жутковатая вещь и игрокам показывали сцены, как инспектора в красных костюмах издеваются над рабочими, и если те прекращали трудиться, они пронизывали их суставы на руках и ногах ножами. В разных источниках рассказывается, что это были детальные изображения, в других — что они были размыты. Благодаря этому моменту Killswitch имеет также репутацию игры с политическим и антисоветским подтекстом, которая намекает на реальные муки шахтеров в советских республиках.
После этого мы находили сам магнитофон, чтобы при помощи него прослушать запись. На ней шла речь о том, что в оборудование шахты вселились духи и встали на защиту рабочих. Оборудование начало сводить инспекторов с ума, и они скрылись в глубинах шахт. Сама Порто случайно упала в глубины шахты, когда её толкнул один такой механизм. Убивало ли потом в итоге оборудование еще и шахтеров — неизвестно, да и нелогично, однако история умалчивает о том, как тогда именно Порту оказалась единственной выжившей.
Далее был тупик, на одной из финальных локаций Порто не могла пройти дальше, так как была слишком большой. На помощь опять пришел таинственный Porto881. Он рассказал, что за магнитофоном есть печь и если съесть уголь из этой печи, девушка сможет сама контролировать свой рост и пройти вперед. И когда мы выходили из шахты, экран начинал светиться белым и после этого игра удаляла себя.
Такой расклад вещей взбесил игроков, так как после этого игру вообще невозможно было пройти. Разработчик же сказал, что так они создали индивидуальный игровой опыт, который невозможно повторить. Он как жизнь — одна, и после смерти не может быть другой. Так и история Порто и её возлюбленного Гаста может быть сугубо индивидуальной для каждого. Так было якобы сказано в пресс-релизе игры в 1990 году. Расклад ситуации и факт того, что Гаст — вторая половинка Порто побудил игроков искать другие копии игры, дабы пройти её за Гаста и получить ответы. Однако, как я сказал в начале — выпущено было всего 5000 копий .
Появилось много теорий, о том, что Гаст — это пар, который выдыхает Порту, когда тянется за углем в печи, или если пройти игру за Гаста — откроется возможность пройти игру за обоих персонажей.
В итоге, в 2005 году некий японец Ямомота Рючи купил игру за бешеные деньги на аукционе и начал выкладывать видео с прохождением игры за Гаста. Сохранилось только одно, где он сидит, смотрит в камеру и плачет, а на заднем плане виднеется экран выбора персонажа.
Туннель Инунаки
Изображение через Chilla’s Art
Ужас туннеля Инунаки.
Если вы являетесь поклонником поджанра ужасов ‘найденные кадры’, то этот фильм для вас. Тоннель Инунаки основан на реальном инциденте, произошедшем в 1988 году, и на результате этого инцидента. Ныне заброшенный туннель, закрытый для посещения из-за произошедших в нем убийств, стоит в тишине, напоминая японцам о разрушительных событиях. Действие игры Chilla’s Art’s Inunaki Tunnel происходит 27 октября 2005 года. Мы играем за Кейдзи Фудзио, который записывает свой опыт прохождения через печально известный туннель
Туннель Инунаки напряженный, похожий на геймплейную механику Outlast , единственным реальным визуальным помощником в этом кромешном туннеле является свет от видеокамеры. Вокруг разбросаны записки, брошенные автомобили и заросли листвы. Тусклый свет может показать вам только метр перед вами, это клаустрофобия, но в то же время ощущение бесконечности, пока вы идете. Вы достигаете большего пространства, области вне системы туннелей, и в классической форме Chilla’s Art вы должны исследовать дальше и решать головоломки
Звуковое оформление делает эту игру, оно простое, но эффективное. Треск под ногами, жужжание зума вашей видеокамеры. Он пропитан реализмом в месте, которое ощущается как отдельное измерение без цивилизации. В этой игре есть 2 концовки
Страшные игры, История
На самом деле, Resident Evil (или, по-японски Biohazard) не был первой игрой, призванной напугать впечатлительного геймера. Игры Survival Horror появились раньше. Настоящим родоначальником жанра survival horror`а принято считать, выпущенный Infogrames в 1992 году, Alone in the Dark. Именно мрачные приключения детектива Эдварда Кернби обладали всеми теми качествами, что позволяют нам назвать это творение первым survival horror в истории. Но об этом всем и каждому уже давно известно. Удивительно, но, оказывается, формироваться жанр начал задолго до выхода, как Resident Evil, так и Alone in the Dark…
Survival Horror – жанр, в котором игроку зачастую приходится бороться с врагами сверхъестественного (или, полученных, путем естественного гниения) происхождения. Одна из самых распространенных тем – изоляция от внешнего мира. Герой попадает в ограниченное пространство (особняк, завод, деревушка, туалет белого дома), из которого следует скорее бежать. Чаще всего действие происходит от третьего лица, патронов и оружия никогда (именно так и никак иначе) не хватает. Широко распространено использования приемов из фильмов ужасов. Главное – держать играющего в постоянном напряжении, не дать ему почувствовать себя в безопасности…
Виртуальные ужасы начала 80-х годов: Alien и The Texas Chainsaw Massacre
В далекие 80-е годы минувшего 20-го века в игровой индустрии царствовала векторная графика, компания Atari и ее, по тем временам, сверхмощная консоль Atari 2600 (железо которой нынче можно сравнить разве что с китайским калькулятором). Тогда-то разработчики впервые и попытались напугать игроков. Благо почва для этого была вполне благодатная. На экранах кинотеатров гремели хиты вроде “Хэллоуина”, “Чужого” и “Техасской Резни Бензопилой” (той самой, правильной). Именно эти три ужастика и были выбраны в качестве основы для первых horror-игр.
Начнем с начала. Alien, вышедшая в 1982 году, представляла собой нечто вроде Pac-Man только с лейтенантом Рипли в главной роли… Страшно? Ничуть. Но, порой нам давали почувствовать беспомощность героини; одна из особенностей грядущего жанра, как никак. Через год после “Чужого” на той же Atari 2600 появился Halloween. Вовсе не великий и совсем не ужасный. Здесь нужно было спасать детей от мрачного хрестоматийного маньяка Майкла Майерса. Он даже мог отрубить главной героини голову. Состоящую из пары пикселей (или векторов). Удивительно, но, несмотря на популярность (можно, даже сказать культовость) первоисточника, больше игр про Майерса не выходило. В том же 1983 году была выпущена The Texas Chainsaw Massacre. Впервые игроку дали возможность почувствовать себя злодеем: кровожадным и беспощадным. Задача была проста: убить как можно больше народу, пока у вашей пилы не закончился бензин. Заправок поблизости не было. Удивительная, между прочим, вещица! Да, игры Survival Horror начинались именно так.
Конечно же, эти три игры не могли никого по-настоящему напугать. Слишком слабая графика, ограниченные звуковые возможности и общая хилость системы Atari 2600. 80-е были не лучшим временем для развития жанра. Бояться тогда следовала не с джойстиком в руках, а у телевизора (грядущей перестройки и безбашенных 90-х, когда на улицы вместо разлагающихся трупов вышли отморозки). Впрочем, первый блин часто оказывается без масла…
Баня
Изображение через Chilla’s Art
Ничто не бывает бесплатным.
Переехали бы вы в баню бесплатно при условии, что вам придется там работать? Chilla’s Art возвращается со своей последней игрой ужасов The Bathhouse, выпущенной 1 октября 2023 года.The Bathhouse кажется более мрачной, чем остальные, хотя все игры Chilla’s Art дают вам ощущение тревоги и слежки. Персонажи, с которыми вы взаимодействуете в игре, — это теневые фигуры, даже когда на улице светло. Вы едва можете различить какие-либо черты лица. Из-за этого все взаимодействия ощущаются одинаково. Благодаря этому чувству тревоги, когда вы разговариваете с ними, их пустые лица и странные диалоговые реплики кажутся сновидческими
Вам поручено обслужить клиентов бани и навести порядок. Есть упоминания о подношении, возможно, о каком-то религиозном жертвоприношении. Вы не уверены. Но когда вы стоите перед зеркалами бани, вы слышите позади себя звук мокрых шагов. Может быть, вы попробуете принять ванну, в конце концов, это бесплатно. Но я не обещаю, что вы будете там единственным.
В этой игре есть 2 концовки
Uninvited [1986]
Вышедшая сначала на РС, а позднее перебравшаяся еще на Nintendo Famicom и NES, Uninvited представляла хоррор в духе point and click, где герой просыпается в особняке после автомобильной аварии и начинает исследовать его, чтобы найти исчезнувшую сестру. Путешествуя по нему, вам суждено встретится со многими классическими монстрами, как например зомби.
Uninvited включает в себя массу сложных головоломок, бэктрекинг, принятие решений и эстетику ужаса, начиная от классических или готических образов, а также множество оккультных отсылок.
Большую популярность она обрела в 1989 году, когда ее портировали на приставки. Для домашних систем жанр был редким, поэтому стал чем-то необычным для игроков. К слову, Nintendo уже тогда вырезала многие оккультные вещи из игры, чтобы не разозлить верующих игроков.
Конец игры[]
Killswitch запрограммирована удалять себя с компьютера по мере прохождения ее игроком. Ее невозможно восстановить, все следы игры полностью исчезают с компьютера. Игру нельзя скопировать. Ее могут использовать только те, кто в нее играют, а затем она полностью исчезает. Ее невозможно пройти заново и открыть другие сюжетные линии и секреты, игрок не может дать поиграть в нее другому человеку и что, наверное, самое главное, всю игру нельзя пройти сразу за Гаста и за Порто. Несложно догадаться, что недовольство игроков было огромным. Были придуманы различные методы, чтобы обойти эту систему, но ни один из них не сработал. Первый и самый распространенный способ – купить еще одну копию игры, но «Karvina corp.». выпустила лишь 5000 копий и отказалась печатать дополнительные копии. Ниже приведена выдержка из пресс-релиза, вышедшего в мае 1990 года:
Ожидаемого эффекта это заявление не возымело. Слово «возлюбленный» всколыхнуло интерес заинтересованных, если не сказать одержимых игроков, потому что о Гасте нет ни слова в сюжетной линии Порто. Начался срочный поиск сохранившихся копий игры, чтобы пройти ее за Гаста и понять смысл загадочных слов Карвины. Наиболее распространенной была теория о том, что Гаст и был теми самыми испарениями, которые вдохнула Порто, что позволило ей меняться в размерах. Другие полагали, выдавая желаемое за действительное, что если пройти первые уровни за Гаста, то можно будет играть сразу за него и за Порто. Однако на тот момент не удалось обнаружить в местах продаж копий игры. Игроки, которые еще не прошли игру, часто пытались пройти уровни за Гаста, но сложности при игре за загадочного персонажа сохранялись. Ни один игрок не сообщал о том, что ему удалось пройти за него игру. Один за одним они соблазнялись привлекательным миром загадочной Порто, и один за одним они проходили игру за нее, чтобы увидеть белый экран.
Исходный код (2011), рейтинг КП 7.76
Придя в себя капитан Коустер, ветеран войны в Афганистане, вдруг осознает, что он вовсе не на задании, а в теле какого-то пращелыги, едущего в поезде куда-то и зачем-то. И с этого момента ему предстоит возвращаться в повторяющиеся без конца последние 8 минут жизни этого человека раз за разом, пока ему не удастся обнаружить то, кто подорвал поезд, в котором он сейчас едет.
Как оказалось, катастрофа, которая вот-вот случится, (извините за парадокс) случилась уже, и, причем, не один раз. И каждый раз при этом уносила огромное количество людских жизней. А может ли оказаться вариант, при котором поезд не взорвется? Военные, разработчики «исходного кода», считают, что не может. Они просто хотят узнать кто был виновником, чтобы наказать его и выйти через него на других террористов – его приспешников, дабы предотвратить такие же теракты в дальнейшем. Но у Коултера на сей счет иное мнение…
Из чего состоят пост-хоррор фильмы
Множество метафор. На самом деле, почти любой фильм ужасов используется в качестве метафоры. Но в пост-хоррор это выходит на новый уровень. Метафоры становятся тоньше и глубже, их интереснее находить и иногда сложнее понять.
Психоаналитические подтексты. Многие из пост-хоррор фильмов посвящены распаду патриархальной семьи или угрозе этого распада. В них на первое место выходит психологическая драма, а ужасы лишь обертка для такого содержания.
Сильный социальный подтекст.
Возвращение к золотой эпохе жанра. Это 1970-е годы, когда развивались темы семьи с синтезом хоррора и психодрамой. В итоге родился один из самых заметных фильмов жанра «Сияние» Стэнли Кубрика.
Фото: кадр из фильма «Сияние»
Творческое переосмысление жанра. Например, темы каннибализма показаны уже не просто как истории об ужасных и страшных людях, которые бегают за тобой, чтобы съесть. Так, в фильме «Мы такие, какие есть» — это история об обычной семье со своими странностями, конфликтами и трагедиями. А в фильме «Солнцестояние» история о религиозных фанатиках, которые завлекают к себе в общину туристов, все время происходит при свете дня, а не в темноте. Таким образом, показывая, что не нужно бояться ночи, ведь днем тоже могут твориться страшные вещи.
В фильме Николаса Песке «Глаза моей матери» (2016) раскрывается суть нынешних хорроров. Он рассказывает историю девушки, которая не способна к социализации из-за серьезной детской травмы и тотальной изоляции от внешнего мира. По описанию может показаться, что это классическая драма, но уже первые сцены показывают, что на экране пост-хоррор. В нем переплетаются две актуальные проблемы человечества: тотальное одиночество и религиозный кризис.
Прочь (2017)
Крис несколько месяцев встречается с Роуз, и девушка готова представить избранника родителям. Влюбленные направляются на семейный ужин, где их ожидает настоящий хоррор – не ужастик на ночь по телевизору, а реальная жуть. Афроамериканец Крис неловко чувствует себя в компании белых людей, но настоящую тревогу парень испытывает при виде своих собратьев. Темнокожие ведут себя странно, а самостоятельное расследование приводит юношу к ужасной догадке…
Оригинальное названиеGet OutАктерыДэниэл Калуя, Эллисон Уильямс, Кэтрин Кинер…СтранаСША, ЯпонияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 7.7Возрастные ограничения18+