Сюжет
Сами понимаете, обычно в таких играх сюжет не важен — и авторы «Сэма» это тоже раньше понимали, поэтому в сюжете первых частей у них явственно проступал стёб над попытками прикручивать в старых шутерах сюжет туда, где он не особо нужен.
В общем, в середине XXI века люди, как это часто бывает, докопались до балрога. Сначала было всё хорошо: нашли в Египте артефакты древней инопланетной цивилизации, сирианцев, на основе этих находок совершили научно-техническую революцию, полетели посмотреть, что там на Сириусе… А там, оказывается, давно уже поджидало нечто по имени Ментал, ещё бог знает когда уничтожившее сирианцев. Ментал принялся за людей, напал на Землю и почти завоевал. Тогда люди решили отправить в прошлое своего самого крутого вояку, чтобы тот ещё в древнеегипетские времена воспользовался сирианским кораблём и на опережение уничтожил Ментала, когда тот ещё не настолько силён.
- Serious Sam: The First Encounter (2001), далее будем называть для краткости «TFE», как это и принято в фэндоме. Сэм бегает по достопримечательностям Древнего Египта, собирая артефакты, необходимые для запуска корабля, и попутно отстреливаясь от высланных на перехват полчищ Ментала. Всех одолевает и вылетает было на Сириус.
- Serious Sam: The Second Encounter (2002), далее «TSE». Оказывается, что не так-то всё просто: корабль Сэма сбивают. К счастью, на Земле есть ещё один корабль, и чтобы его запустить, приходится мотаться сквозь время и пространство — тут вам и империя Майя, и древний Вавилон, и средневековая Польша. Сэм снова отправляется на Сириус.
- Serious Sam II (2005). Со второй попытки герой добирается куда надо. Сирианцы объясняют Сэму, что нужно собрать «Медальон силы» — артефакт уязвимости, который позволит одолеть Ментала, а медальон этот разобран на пять частей и запрятан по разным планетам, которые ещё и захвачены прислужниками Ментала. В общем, вы поняли, в чём суть сюжета? Ах, кстати, в финале . Первая часть, где появляются NPC и кат-сцены с ними, но здесь это больше обставлено в забавном ключе.
- Serious Sam 3: BFE (2011). Это приквел, действие которого происходит вскоре после нападения Ментала на Землю. Цель главгероя — запустить ту самую машину времени, которая позволит ему отправиться в прошлое в первой части. Как будут земляне выкручиваться после того, ЧЕМ завершилась третья часть (а завершилась она ), пока неизвестно…
- …потому что Serious Sam 4 (2020) — это приквел к приквелу. Самое начало вторжения, которое земляне пытаются остановить при помощи очередного артефакта, который ещё нужно найти. Конец немного предсказуем, с учётом того, что мы уже знаем: вторжение будет.
- Serious Sam: Siberian Mayhem (2022) — события разворачиваются между двумя эпизодами четвёртой части. Тоже самое начало вторжения, но локации сибирские, и в создании игры поучаствовали известные российские мододелы. Впечатление немного портит озвучка русских иностранцами (даже своё имя персонаж Влад произносят как ВлЭд, допустим).
Ответвления
- Serious Sam: Next Encounter (2004) — игра на PlayStation 2 и GameCube. Сэм проходит через Древние Рим, Китай и Атлантиду, чтобы остановить своего злобного клона Мини-Сэма, созданного Менталом.
- Serious Sam: Kamikaze Attack! (2011) — аркадная игра, в которой надо победить самого Сэма, играя за безголового камикадзе.
- Serious Sam: Double D (2011) — Сэм убил в другой реальности Ментала, да вот нашёлся другой злодей, кто воскресил его слуг. Скорее платформер.
- Serious Sam: The Greek Encounter (2012) — двумерная игра с видом сверху, которая даёт Сэму походить по Древней Греции. По механике очень отдалённо напоминает Hotline Miami.
- Serious Sam: The Random Encounter (2012) — вертикальный пиксельный шутер.
- Serious Sam HD: The Second Encounter — Legend of the Beast (2012) — неожиданное короткое (три уровня) дополнение к переизданию второй части; по сути, переработанные уровни ещё TFE и совсем немного TSE, которые тогда не смогли куда-то вставить. Первая игра от собственно Croteam в этом списке.
- Serious Sam VR: The Last Hope (2017) — новая кампания для очков виртуальной реальности — и снова в Египте. Вторая игра от собственно Croteam в этом списке.
- Serious Sam: Revolution (2019) — фанатский мод, одобренный разработчиками и выпущенный в Steam с помощью самих разработчиков. Объединяет TFE и TSE, добавляет новую кампанию Bright Island и много вырезанного контента, включая врагов и пушки. Третья игра в этом списке, в создании которой участвовали Croteam.
Как играть в игру, подсказки
2. Используйте окружающую среду: некоторые уровни содержат окружающую среду, которую можно использовать в бою. Например, можно сбить колонну на врагов или использовать фонтаны для восстановления здоровья.
3. Будьте осторожны: в игре много опасных врагов, которые могут нанести сильный урон. Поэтому следует быть осторожным и избегать прямого столкновения с ними.
4. Используйте способности: в игре есть несколько способностей, которые можно использовать, чтобы убить врагов или улучшить свои характеристики. Например, можно использовать «критическую атаку», чтобы быстро убить врагов.
Сюжет
Четвертый «Сэм» — это приквел приквела двух первых частей. Да, запутанно, но на этом принципе основывается вся серия. Игрокам не нужно думать. Им нужно знать, где враги, почему они враги и где взять пушки для их уничтожения. Но если вам интересно, то в четвертой части рассказаны события, предшествующие третьей. То есть, вы увидите первое вторжение Ментала — древнего титана, жаждущего завоевать и искоренить всех на своем пути. В третьей части события происходят через три года после первого вторжения. Именно там Земля взрывается после падения Луны, а Сэм спасается, прыгнув в портал времени. Ну а в первых двух частях Сэм куролесит по галактике и пытается надрать зад Менталу, который успешно от него убегает.
Теперь вернемся к Serious Sam 4. В отличие от предыдущих игр серии, здесь более масштабный и проработанный сценарий. Появились сразу несколько второстепенных персонажей, диалоги стали длинными, шутейки и прибаутки много раз вызывали смех. Все это было дополнено неожиданными поворотами сюжета и даже драматическими моментами. Похоже разработчикам понравилась идея Игры Престолов, где ключевые герои гибли на каждом шагу. Так что, совет — не привязывайтесь к бойцам, с которыми вы будете воевать в первых миссиях. Иначе будет грустно. Как мне.
Казалось бы, драма в боевике, который посвящен вечно неунывающему и отпускающему шуточки суперсолдату, должна быть неуместной. Но она вклинивается очень внезапно и вовремя. Из-за гибели одного из самых милых персонажей я даже проникся искренней ненавистью к злодею, который до этого казался мне каррикатурным и не особенно интересным.
И хотя порой в диалогах проскакивает кринж, а некоторые шутки заезжены, в целом сюжетка четвертого Сэма мне понравилась. Она в меру интересная и грамотно мотивирует к действию. А большего убойному шутеру от первого лица и не требуется.
Прокачка
В «Сэма» завезли прокачку. Но не волнуйтесь, ролевухой тут даже не пахнет. Главный герой всего лишь научился открывать перки, подбирая на уровнях специальные артефакты. Перков чуть больше десятка, они открывают новые возможности. Например, можно выбивать из врагов аптечки, пополнять хитпоинты после атаки в ближнем бою, седлать крупных монстров, бить врагов предметами окружения (например, дорожными знаками), стрелять из двух рук.
Самыми полезными перками мне показались те, которые выбивают из врагов амуницию и позволяют стрелять на бегу. Остальное — второстепенный фан, который не актуален для крупных аренных сражений.
Геймплей
Это классический Serious Sam — аренный шутер от первого лица. Правда, появился вид от третьего, который может понравится некоторым ньюфагам. Но тот самый кайф появляется только когда камера отправляется в район головы Сэма и на экране видна лишь пушка.
Локации и миссии
Как и раньше локации делятся на несколько участков — коридоры, мелкие арены и крупные арены. В коридорах зачастую разбросан лут и встречаются одиночные враги. На мелких аренах нападают десятки противников — при входе в них все двери закрываются и приходится выживать. Крупные арены отведены для побочных миссий и финальных для каждого уровня противостояний.
Побочные миссии — интересное нововведение. Геймплейно они не предлагают ничего нового. Просто бежишь к цели, активируешь триггер, уничтожаешь дивизию врагов и забираешь «подарок». Среди «подарков» — апгрейды для оружия и гаджеты. Апгрейды расширяют возможности стандартных пушек (например, позволяют стрелять гранатами из подстволки дробовика).
Гаджеты
Гаджеты куда интереснее — есть отвлекающая врагов голограмма, замедлялка времени, энергетик для ускорения бега и стрельбы, воскрешалка, ручная черная дыра и даже установка с ядерной боеголовкой. Все это в разы усиливает удовольствие от прохождения.
Но есть претензия — гаджеты не бесконечные и их очень мало. К примеру, я получил замедлялку времени. Но из описания не совсем понял, как она работает. Активировал, посмотрел на эффект, обрадовался, раскатал губу, а потом увидел, что у меня остался всего один заряд. То же и с черными дырами — их всего три. Справедливости ради стоит отметить, что второстепенных миссий много и некоторые гаджеты встречаются по ходу игры несколько раз.
Но их все равно мало. Возможно из-за дисбаланса, который они вносят. Ведь черная дыра и ядерная боеголовка моментально сносят всех врагов на арене, а замедление времени превращает противников в почти неподвижные мишени из тира. Возможно, разработчикам стоило добавить в меню настройку с бесконечными/конечными гаджетами, чтобы каждый выбрал что-то свое. Но даже если она не появится, фанаты порезвятся в редакторе (об этом позже).
Оружие
Итак, с локациями все понятно, с гаджетами тоже. А что там по пушкам? Все классическое оружие вернулось в полном объеме. Пистолет с бесконечными патронами, дробовики, винтовка, лазерный пулемет, многостволка, ракетницы, снайперка, средневековая бомбарда — как я по этому скучал! Доступ к вооружению открывается постепенно. Как и раньше, оно работает по принципу «камень-ножницы-бумага».
Для каждого врага свое оружие. Конечно, стрелять можно из чего угодно по кому угодно. Но когда на тебя бежит сотня-другая монстров, приходится думать и вовремя переключаться на эффективную пушку. К примеру, мясо легче расстреливать из пулемета и винтовки, крупный рогатый скот и скелеты отлично ложатся от дробовиков, для крупных врагов идеальны ракетницы и пушка, для летающих тварей подходит снайперка. Благодаря этому в Сэме, о ужас, нужно думать и грамотно оценивать ситуацию. А не просто бежать вперед, как в каких-нибудь «калофдютях». Каждый ХП (в зависимости от уровня сложности) на счету, то же касается патронов.
Враги
С оружием ничего нового не придумали, если не считать боевых гаджетов. Плохого в этом ничего нет — формула вооружения Сэма работает уже двадцать лет и менять ее нет смысла. А как насчет врагов? Ведь их разнообразие держит интерес к происходящему на плаву. Что ж, новые противники есть и они очень даже интересные.
Часть из них относится к классу порабощенных жителей земли — это солдатики с автоматами, гранатами, снайперками и щитами. Я называю их мясом, но в большом количестве они очень опасны. Особенно щитоносцы — напрямую их не пробьешь, приходится использовать гранаты или атаковать врукопашную.
Среди инопланетян из новичков отмечу летающих вампиров, бронированных увальней с молотами, полчища зергов (не помню их в прошлых частях). Остальной «бестиарий» состоит из знакомых персонажей — зомби-быков, скелетов, безголовых камикадзе, многоруких ящериц, двуногих биомехов и громадных двуногих гигантов.
Примечания
- Если точнее, то происходит нечто особо трэшовое: огромная «тарелка» падает из-за столкновения с «космическим паровозом», гружёным карикатурами на участников группы, работавшей над игрой.
- Напрашивается расшифровка Before First Encounter («До первого пришествия»), поскольку игра приквел First Encounter. Однако, насколько известно, разработчики никогда не поясняли значение этого акронима — поэтому значение может быть и иным. Например, Big Fucking Egypt («Огромный грёбаный Египет»), в соответствии с местом действия.
- Не правда ли, расшифровка название выглядит очевидной пародией на думовскую вундервафлю BFG (Big Fucking Gun)?
- В игре даже дан обоснуй тому, чем они ухитряются орать без головы — им вживлены специальные динамики, чтобы наводить ужас. А если запрыгнуть повыше, можно даже рассмотреть эти динамики.
Serious Sam входит в серию статей Посетите портал «Видеоигры», чтобы узнать больше. |
FPS |
||
---|---|---|
|
Сэм
Сэм Стоун по прозвищу «Серьёзный Сэм» (или, в ряде переводов, «Крутой Сэм»). Протагонист, простой вояка, страх какой крутой, но без особых сверхспособностей. По сути это пародия на особо мэрисьюшных героев шутеров, в одиночку истребляющих сотни и тысячи врагов. Внешне, да и характером заметно напоминает Дюка Нюкема — комично суровый, склонен не унывать и юморить даже при виде кого-то совсем страшного, время от времени выдаёт меметичные однострочники, когда собирается кому-то надрать задницу (или сразу после того, как уже надрал). В голову Сэму имплантирована NETRICSA (в русской локализации ИНЕРТАН) — видеоигровой подсказчик, микрокомпьютер с ИИ и женской личностью. Она рассказывает Сэму, где он находится и что тут делать, что за оружие нашёл и какого-такого монстра только что пристрелил — в общем, встроенная энциклопедия по игре. Кстати, Сэм действительно видит по свою сторону Четвёртой Стены то же, что и игрок: счётчики жизней, патронов, прицел и прочее — ИНЕРТАН проецирует всё это ему на сетчатку.
Особенности
Сэм ничем не хуже Думгая. Он умеет разрывать лица, прокалывать глаза и ломать кости всем врагам. В прошлых играх были намеки на эту механику, но тут ее раскрыли по-полной. Только нужны соответствующие перки. Выглядит прикольно, но когда на тебя бегут сотня-другая противников, лучше взять в руки пулемет или ракетницу.
Появилось окошко выбора оружия — очень удобная штука. Можно быстро выбрать нужную пушку, а время в игре в этот момент замедлится.
Добавили энциклопедию с перечнем вооружения, гаджетов, описанием персонажей и миссий. На ее основе также действует система, указывающая направление — для тех, кто заблудится.
Карты и в оригинале были очень большими. Но в четвертой части они просто огромные — площадь некоторых достигает 128 км². И хотя эти гиганты все равно делятся на участки с подзагрузками, впечатления великолепные.
Ну и самое интересное — система «Легион». Если верить разработчикам, они придумали, как добавить на одну локацию сразу более 100 тысяч противников. К небольшому сожалению, во всей красе она раскрывается только в финальной миссии, часть которой демонстрируется во вступлении. Можете посмотреть на ютубе — это зрелище впечатлит вас сильнее битвы из Мстителей. А все остальное время вы будете видеть перед собой в лучшем случае 200-300 врагов. «В лучшем случае» — звучит, словно я недоволен. Хотя на самом деле противников в четвертой части в разы больше и сражения с ними по зрелищности не уступают обороне Зиона из Матрицы.
Сюжет игры
Сэм начинает свой путь через древние греческие города и храмы, сражаясь с многочисленными врагами, которые пытаются остановить его. Он находит легендарное оружие и использует его, чтобы уничтожать существ на своем пути.
По мере того, как он продвигается дальше, Сэм сталкивается с более сильными и опасными противниками, которые требуют более мощного оружия и стратегии боя. Он также узнает о планах инопланетных захватчиков на захват всей Земли и должен остановить их в их же мире.
В конце игры Сэм Серьезный сражается с главным врагом, который оказывается огромным кибернетическим монстром. С помощью легендарного оружия и своей смекалки, Сэм побеждает монстра и спасает Землю от уничтожения.
Сюжет игры Serious Sam: The Greek Encounter полон экшена и приключений, привнесет дух древней Греции в игроков и подарит множество ярких впечатлений.
Сеттинг
Действие происходит на Земле. А именно, на территории Италии и Франции. Спасибо, что хоть здесь США — не центр вселенной Взяв за основу эти страны, разработчики провели главного героя по самым интересными культовым локациям. Я сразился с монстрами в Колизее, вызвал очередное извержение Везувия, взорвал Ватикан, залил кровью врагов Версаль. Короче говоря, побывал на увлекательной экскурсии, не выходя из дома.
Визуально и стилистически игра постоянно предлагает что-то новое. Хотя, несмотря на это, окружение все еще выглядит, как декорация для арен с монстрами. Да, графика стала заметно лучше, масштаб увеличился, задние фоны оживляют мир игры. Но до реализма современных AAA-проектов Сэму далеко. Для кого-то это минус, но для меня, как фаната серии — огромный плюс. Потому что ничего не отвлекает от самого главного — расстрела огромных инопланетных армий!
Игры серии
2022 Serious Sam: Siberian Mayhem
2020 Serious Sam 4
2019 Serious Sam: Tormental
2017 Serious Sam’s Bogus Detour
2017 Serious Sam Fusion 2017 (beta)
2016 Serious Sam VR: The Last Hope
2014 Serious Sam Classics: Revolution
2012 Serious Sam HD: The Second Encounter — Legend of the Beast
2011 Serious Sam 3: BFE
2011 Serious Sam: The Random Encounter
2011 Serious Sam: Kamikaze Attack!
2011 Serious Sam Double D XXL
2011 Serious Sam HD: The First Encounter — Fusion
2005 Serious Sam 2
2004 Serious Sam: Next Encounter
2004 Serious Sam Advance
2002 Serious Sam: Xbox
2002 Serious Sam: The Second Encounter
2001 Serious Sam: Palm
2001 Serious Sam: The First Encounter
Все игры серии
Атмосфера и оптимизация
Даже с учетом графики уровня 2010-2015 годов, Serious Sam 4 — захватывающий боевик. Энергичная музыка, куча спецэффектов, тестостероновая мощь Сэма, уместные шутки, неплохо проработанные локации — у Croteam получился достойный приквел приквела
Насчет оптимизации ничего сказать не могу. Я играл в дорелизную версию и знал, что в день выхода будет крупный патч с исправлениями. В целом, оптимизация неплохая, сильных просадок я не заметил. Баги почти не встречались — для игры такого масштаба очень даже неплохо. Настроек графики оказалось очень много, даже слишком. Но я сначала поиграл на ультрах, а затем снизил настройки, чтобы показатель FPS перевалил за сотню — для такого шутера это идеальный вариант. Все-таки, здесь главное — удобное управление, а не графон.
-
Ты снишься мне и я хочу спать вечно
-
Silver haze описание сорта
-
Маска сварщика project zomboid
-
Batman arkham asylum секретная комната
- Journey map проблема